Дневники

Сила слова: говори правильно!

0

Доклад на конференции или сообщение на офисной летучке могут быть приравнены к асфальтоукладочным работам. Когда в глазах темнеет и хочется уменьшиться до точки, вспомни, что “А” ты уже сказала, согласившись на публичное выступление. Cosmo подсказывает тебе остальные полезные буквы и слова.

    

Аудитория – первое, что тебе нужно принять во внимание при подготовке своего ораторского экзерсиса. Ее интересы, ожидания, чаяния и проблемы должны стать отправной точкой твоего выступления. Понятно, что собравшиеся с большим удовольствием послушали бы Адель, но она точно не расскажет о преимуществах клининговой компании перед бабой Глашей, которая человек хороший, но полы моет прескверно. Людям нужно говорить о них самих, и, если чувствуешь, что теряешь контакт с кем-то из собравшихся, тут же обращай внимание на его личные потребности – так ты вернешь внимание и предотвратишь зевание.

Боязнь публичных выступлений
(по-научному “пейрафобия” или “глоссофобия”) – вторая после страха смерти в списке самых распространенных фобий человечества. Ее симптомы известны: учащенное сердцебиение, потливость, дрожание губ и конечностей, зажатость голосовых связок и тошнота. По оценкам психологов, эту гамму чувств регулярно испытывают 95% людей (мужчины гораздо чаще, чем девушки): при такой статистике называть это дело патологией уже неправильно – получается, что это норма. Поэтому не вини себя за этот страх, а лучше с ним поработай. Для начала заранее осмотри помещение, где тебе придется произносить речь: родные или хотя бы знакомые стены помогают. Во время выступления к группе поддержки присоединятся знакомые или просто благосклонно улыбающиеся лица.

Взгляд, застрявший на исписанной корявым почерком салфетке, придает образу оратора поэтичность и… И все. Держать слушателей в тонусе, читая с листа, невозможно: сосредоточившись на буквах, ты потеряешь выстраданный текст. Да и диалог без постоянного зрительного контакта невозможен – аудитория требует от тебя не меньшего внимания, чем ты от нее. Смотри в глаза своему страху, а также Ивану Ивановичу, Ивану Никифоровичу, стажеру отдела дистрибуции и секретарше Ниночке так, будто доносишь бесценную информацию конкретно до каждого из них. Глядя в твои честные глаза, им будет очень сложно играть в крестики-нолики, думать о сапогах со скидкой и поставленной на паузу раскладке пасьянса “Косынка”.

Глаголы важнее прилагательных, если речь идет о том, как донести до других свою идею и вдохновить их на действие. Поэтому, работая над текстом выступления, старайся сделать ключевые реплики ударными, выкладывая их как мозаику вокруг активного глагола (не “смотреть”, а “видеть”). Ты ведь взялась говорить не для того, чтобы продемонстрировать богатство словарного запаса в пространных лирических отступлениях, а чтобы решить некую задачу. “Единственная причина произнести речь – желание изменить мир”, — говорил Джон Кеннеди. Пока до мира у тебя руки не дошли, начни с малого – измени хотя бы систему закупки канцтоваров в офис.

Дыхание прерывистое, с короткими вдохами-выдохами, выдает волнение и мешает сосредоточиться, усиливая зажим голосовых связок и грудной клетки. Бороться с этой напастью можно и нужно с помощью техники осознанного дыхания, которой учат на занятиях йогой (выходит, ты не зря по три раза в неделю проводишь время в позе “собака мордой вниз”!). Сфокусируй внимание на процессе: сделай глубокий вдох, задержи дыхание на долю секунды и выдыхай на счет 1-2-3-4-5, после чего снова сделай паузу. Для полноты эффекта можно закрыть глаза и представить, что вдыхаемый воздух имеет приятный цвет, а выдыхаемый – неприятный.

Естественность на публике недостижима: оказываясь среди других людей, мы обязательно играем какую-то роль в общем спектакле. В ситуации публичного выступления есть две стратегии – мысленно возвысить себя или принизить аудиторию. Обе они не идеальны: строить из себя владычицу морей глупо, как и представлять, что перед тобой собрались кролики или люди в неглиже. Подыщи достойный объект для подражания в кино и примерь на себя роль, которую кому-то уже удалось сыграть. Так ты по меньшей мере отключишь опцию “поведение гостя”, которая автоматически запускается в моменты повышенной неуверенности в себе и заставляет тебя внутренне сжиматься, чтобы занимать минимум места в пространстве.

Жесты должны дополнять твои слова, помогать выразить мысль, акцентировать внимание на отдельных моментах речи и просто дышать (зачем, думаешь, солисты в опере разводят руки?). При этом не следует переходить на сурдоперевод и суетиться: совсем уж мелкая моторика действует на зрителя-слушателя усыпляющее. Поищи собственную позу уверенности или попробуй заговорить на языке тела кого-то, кого считаешь авторитетом ты сама и те, перед кем ты выступаешь. Поначалу это будет казаться китайской грамотой, но с помощью многократных повторений тебе наверняка удастся достичь того уровня мышечной памяти, который со стороны будет казаться уверенным upper intermediate.
Звук – твой главный инструмент, и его нужно настроить правильно. Первым делом убери страдальческие нотки жертвы офисного произвола: интонация должна быть спокойной и уверенной, чтобы у слушателей не сложилось впечатление, что они тебя пытают. Говорить нужно чуть громче обычного и немного медленнее, чем ты делаешь это в жизни – каким-то чудодейственным образом выверенный темп придает вес и значимость даже абсолютной ерунде. Прорабатывая речь, расставь по тексту паузы (только не слишком МХАТовские): они помогут акцентировать внимание на особо важных моментах твоего повествования.

Интерес передается как вирус – им можно по-настоящему заразить аудиторию. Поэтому говорить стоит только о том, что по-настоящему интересно тебе самой и касается тебя самым непосредственным образом. Зачем рассуждать о том, как космические корабли бороздят просторы Большого театра, если ты не отличаешь Венеру от Плутона и “Аиду” от “Травиаты”? Интерес невозможно симулировать, поэтому ты точно будешь честна со своими слушателями, а это уже важный вклад в успех всего мероприятия.

Кредит доверия – это то, что выдают тебе те, кто просит тебя выступить с докладом или речью. Поэтому терзания на тему собственной компетентности, которые мешают тебе качественно подготовиться к выступлению, совершенно беспочвенны. Тем не менее именно они зачастую мучают неуверенного в себе оратора, доводя градус переживаний до уровня греческой трагедии. Боишься говорить, потому что не считаешь себя авторитетом? Но другие с тобой не согласны! А им со стороны виднее. Так что перестань мучиться сомнениями и готовь речь: если твоим мнением интересуются, значит, ты в теме.

Лексика – общеупотребимая и узкоспециальная – может стать твоим спасительным кортиком за голенищем сапога, а может все испортить. Не используй термины, которые ты впервые узнала при подготовке выступления, – вот уж где не время и не место блистать скороспелой эрудицией. Не злоупотрябляй иностранными заимствованиями и замени все слова, значения которых тебе не до конца понятны, на синонимы попроще. То же самое сделай со словами, в которых ты с высокой долей вероятности можешь сделать ошибку: допустить оплошность на виду (и на слуху) у всего честного народа неприятно втройне – и это точно не прибавит тебе очков.

Наглядные пособия в виде раздаточного материала с основными тезисами твоего сообщения или иллюстративного ряда на слайдах презентации помогут публике усвоить информацию и уложить ее в памяти аккуратно, как паркет “елочка”. Дублировать текстовую информацию не стоит – лучше воспользоваться аналитическими схемами и таблицами, с помощью которых проще подавать массивы числовых данных и смысловые цепочки. Помни только, что ты тут не мультики показываешь и не ленту Instagram листаешь – главное то, что ты говоришь, а веселые картинки только бесплатное приложение.

http://www.cosmo.com.ua/sila-slova-govori-pravilno/

Leave a reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *